Жизнь и деяния Лонгченпы
Собрание жизнеописаний и факты
Держатель сущностного учения, предсказанная последовательность подходит к концу, в дальнейшем держать его будет Лодро
«Коренная тантра Талгьюра» содержит эти слова Кунсанга Дордже. Имя Лодро (Высший Интеллект) говорит о неограниченных способностях понимания объектов знания, [указывая на] человека, который может осуществлять совершенно ясную передачу учения посредством слов и звуков.
Сущностная биография Лонгченпы
Из книги «Жизнь и откровения Пема Лингпы». Перевод с тибетского Сары Хардинг
Лонгчен Рабджам Дриме Озер родился в год земляной обезьяны (1308 г.) в деревне Тодронг, что в долине Дра, Йору, в следующем учению роду Нгенлам, происходящем от Гьялвы Чокьянга. Его матерью была Сонам Гьен из рода Дро.

С момента своего рождения он находился под защитой Намдру Ремати. Он обладал врождёнными верой, состраданием и другими качествами и в возрасте пяти лет уже мог понять смысл текста, просто взглянув на него. Он обладал полным пониманием учения Дхармы, которое передал ему отец. Сто раз прочитав сутры Праджняпарамиты в двадцати пяти тысячах строф и восьми тысячах строф в монастыре Цонгду в долине Драчи, он понял значение всего написанного. В возрасте двенадцати лет он был посвящён в монахи настоятелем (кхенпо) монастыря Самье Самдрупом Ринченом и получил имя Цултрим Лодро (Ум Дисциплины).

Изучая буддийский этический кодекс (виная), он создал новый комментарий к нему и прославился своей учёностью. В Сангпху Неток он получил от мастера Ценгонпы, Ладрангпа Чопела Гьялцена и второго Дхармакирти Шонну Ринчена устные передачи всех классических текстов и комментариев, посвящённых высшей мудрости и достоверному познанию. Он посещал монастырские университеты, занимавшиеся изучением священных текстов и правил аргументации, и без труда усвоил содержимое всех текстов, овладев приёмами понимания и выражения учёного знания. Он стал известен везде и всюду как непревзойдённый учёный, «монах из Самье, получивший множество передач».

Помимо прочего, Лонгченпа получил посвящения и наставления новой и старой тайной мантры от двадцати учителей, непредвзято относившихся как к старой, так и к новой традициям, среди которых были Ринчен Таши, Шонну Гьялпо, Пангло Ченпо, Шонну Дондруп, Тингма Сангье Драк, Кармапа Рангджунг Дордже и Сакьяпа Дагньи Ченпо.

Он в совершенстве изучил все области знания: наставления и стиль разъяснения множества великих и малых классических сутр и мантр, а также музыку, искусство композиции и поэтики, медицину, астрологию и т. д. таким образом, он обладал полным знанием внешнего и внутреннего канона. Когда, находясь в Сангпху, Лонгчен Рабджам выполнял практики божеств, открывающих мудрость, таких как Ачала, Сарасвати И Варахи, эти божества предстали перед ним. Чудесным образом богиня Сарасвати посадила его к себе на ладонь и за семь дней показала гору Меру и четыре континента, благодаря чему его интеллект обрёл безграничную силу.

Недовольный проявлениями привязанности и отвращения, свойственными духовенству Кхама, он на восемь месяцев удалился в тёмное уединение в пещеру духовного мастера Чокла в Гьяме, центральный Тибет, и развил однонаправленную концентрацию.

Однажды утром, по прошествии всего пяти месяцев, перед ним предстала благородная женщина несравненной красоты. Она надела на него свою украшенную драгоценностями корону и заверила, что отныне с ним всегда пребудет её благословение и особые способности.

В возрасте двадцати семи лет, в соответствии с пророчеством йидама, Лонгченпа посетил в горах яртокьяма великого держателя мудрости по имени Кумараджа. Он получил множество посвящений и наставлений, в частности, основанные на опыте учителя комментарии к циклу «высшей тайны», после чего, невзирая на сложности с пищей, одеждой, кровом, местом для сидения и прочим, самоотверженно приступил к практике.

Он достиг уровня иссякания в природе явлений Великого Совершенства, обретя беспристрастное просветлённое видение. Несколько лет он провёл в непрерывной практике в таких уединённых местах, как Чимпху, твёрдо соблюдая обеты, которые он не нарушал ни телом, ни речью, ни умом. Иногда он обращался за советом к Ламе, чтобы иметь полное понимание всех аспектов медитативного опыта. К чрезвычайному удовольствию Ламы, он продемонстрировал признаки силы медитации и воззрения, полноты понимания знания, готовности служить и почтительности, и был назначен регентом, также получив полномочия хранителя наставлений.

В Чимпху ему явились многие божества: тёмно-красная Варахи, Гуру в мирной и гневной формах, Палчен в сопровождении семисот двадцати пяти, Ваджрасаттва, Хаягрива, Тара и другие. Магон и другие защитники Дхармы открыли ему своё истинное обличие и поклялись поддерживать его деятельность, направленную на достижение просветления, а великий космический демон Рахула пообещал не вредить держателям его линии пере- дачи и поклялся служить ему верой и правдой. В знак повиновения Рахула отдал ему собственную печать с нанесённой на неё мантрой Калачакры под названием «Десять Могучих Красных», собственное имя и средства достижения, совершил подношение своей жизненной силы и т. д.

Лонгчен Рабджам вёл разговоры о Дхарме с Дакини так, как будто они были обыкновенными людьми. Когда он совершал подношения статуе Джово в Лхасе, из завитка волос в межбровье статуи появился луч света, который растворился в Лонгченпе, вследствие чего он увидел Пик Коршуна в Раджагрихе, а также Хотан и вновь обрёл знания, которыми владел в прежних жизнях, будучи
Пандитом.

В Кани Гоши ему покровительствовала мачиг Лабкьи Дронма, явившаяся в теле мудрости и передавшая ему наследие закрытой линии отсечения (Чод). Получив знак от Богини Жизненной Силы, совершившей символическое подношение свитка священных текстов, а также по просьбе материальных существ Лонгченпа дал посвящение и комментарии к «Сокровенной сущности дакини» группе счастливых учеников на красной скале Римочен в Чимпху и получил имя Дриме Озер (Безупречный Свет) от Ургьена и Дордже Зиджи (Сверкающая Ваджра) от Еше Цогьял. Многие связанные клятвой, включая Славного Защитника Мантры и в особенности Ваджраварахи, открыли сущностные аспекты учения. Именно этот период называется посмертным путешествием Лендрелцала в пространстве самбхогакайи.

Как сказано в «Сети света», ему являлись неисчислимые волшебные иллюзии и прекрасные видения, в том числе и пророческие. В соответствии с пророчеством пяти богинь-сестёр Сарасвати, он обнаружил часть учений «Великого Совершенства, единства намерений Самантабхадры» под основанием колонны в Чимпху. Вдохновлённый Юдронмой, он отправился к Ургьен Дзонгу в Кангри Токар (Снежная Скала Белого Черепа). Там в очень короткий срок были составлены тексты «Дополнение к сущности дакини» и «Драгоценность, исполняющая желание», а также получена поддержка дакини — держательниц мудрости. Более того, именно там он написал большинство своих сочинений, таких как «Трилогия дополнений к сущности», «Трилогия естественной свободы», «Трилогия отдохновения и восстановления сил» и «Семь великих драгоценностей».

В этот период спонтанное появление светоносных видений и получение пророчеств от божеств происходят постоянно. Его тело беспрепятственно проходит через пространство, горы и скалы. Чтобы убедить проницательного человека, ему достаточно нескольких слов. Сохраняя глубокую уверенность в своей реализации, он посредством ваджрной речи снова и снова произносит «Семь драгоценностей» и другие учения, способствуя их осуществлению. Когда он проводил церемонию мирных и гневных божеств у скалы Лхаринг, в небе возникла мандала мирных и гневных божеств, и все присутствующие видели её.

Помимо прочего, в одном из пророчеств было предсказано, что Лонгченпа восстановит храм Жа в Уру. В местечке под названием Гьяма он благодаря своему духовному авторитету и владению логикой победил многих высокомерных учёных мужей. Гомпа Кунринпа пригласил его в Дрикунг и оказал содействие в восстановлении храма, а также предложил ему монастырь в Дрок Ургьен. Лонгчен Рабджам даровал ему наставления.

За центральным храмом Жа он обнаружил золото и средства достижения тенма, ваджрасадху и других. Связанный клятвой ваджрасадху, чудесным образом воплотившийся как юный мальчик в серьгах из бирюзы, помогал в строительстве храма. Когда разрыли землю и выкопали камни, на поверхности показались зловещие черепа. Их собирались снова зарыть в землю, но они поднялись в воздух со звуком тукчом [подобным землетрясению]. Когда начался дождь из земли и камней, поднялся порывистый ветер и стало темно, будто спустились вечерние сумерки, все присутствующие затряслись от страха. Использовав физические жесты и гневно произнеся мантры, Лонгченпа топнул ногой и тотчас усмирил духов. На землю упали два длинных камня, которые было невозможно поднять. Однако Лонгченпа силой провозглашённой истины и особым притягивающим жестом моментально привёл их в вертикальное положение. Выполняя посвящение заслуг, Лонгчен Рабджам предстал как Самантабхадра. Из его сердца исходили лучи света, и на кончике каждого луча были будды и бодхисаттвы, наполнявшие всё пространство, рассыпавшие цветы и произносившие благопожелания. Тогда Лонгченпа увидел владыку Майтрею и услышал его пророчество: «Через две жизни ты станешь победителем Сумерудипадхваджей в чистой земле Падмакута».

На десятый день месяца обезьяны в сопровождении пяти видов дакини появился гуру Падмасамбхава — в мужской и женской формах — и произнёс благословения. Когда Лонгченпа находился в Жото Тидро, дакини попросили его отправиться в Бумтанг. Там он провёл церемонию завершения-покаяния и чудесным образом перенёсся в земли, куда не ступала нога человека, чтобы вывесить шёлковые флаги Дхармы. Находясь в Шуксепе, он увидел предзнаменование конфликта между Сакья и Пхагмодрубпой, которое убедило его в необходимости отправиться в Бумтанг. В Лхасе, чтобы защититься от армии ярлунга, он стал невидимым. Тем же вечером он вознёс молитвы Джово.

Он остановился на ночлег в доме у дороги и во сне увидел парящего высоко в небесах Джово, от которого исходили лучи света, в то время как бесчисленные будды и бодхисаттвы даровали свои благословения и многие связанные клятвой защитники присягали в верности Дхарме. Приветствовать его явился двадцать один защитник-геньен из Кхари и многие другие, а великий учитель Гендун Кхьябдал Лхундруп из Ментанга в Лаяке с почтением совершил подношения и получил всесторонние объяснения глубинного пути «Тайной Сокровенной Сущности» и других учений.

Путешествуя по югу Бутана, Лонгченпа учредил восемь Храмов Линг: Тхарпалинг в Бапроне, Деченлинг в Шинкаре, Ургьенлинг в Танге, Кунсанглинг в Курето, Дречанглинг в Нгенлунге, Пемалинг в Кхотанге, Кунсанглинг в Менлоке и Самтенлинг в Паро. Даже в самых диких пограничных областях он давал посвящения, комментарии и учения по порождению устремления к пробуждению и другим темам. Благодаря этому для некоторых счастливцев светильник Дхармы озарил путь к освобождению.

«Диалог о сокровенной сущности, подобный зо-лотым чёткам» гласит, что пока Лонгчен Рабджам находился в Тхарпалинге, неподалёку от Бумтанга, его супругой в тайных практиках была Кьипаяк. Их второй ребёнок, Джамьянг Дракпа Озер, который был эманацией Хаягривы, стал непревзойдённым учёным и мастером практики. В своей спальне в Тхарпалинге Лонгченпа спрятал несколько тайных наставлений, включая [ранее открытый им] цикл
«Единство Намерений Самантабхадры». Затем он снова отправился в Лходрак, где даровал посвящения и комментарии к «Тайной Сокровенной Сущности», а также совершил передачу учения великому настоятелю Лхалунга в Лаяке и тысяче других собравшихся.

После того как мириарх Ямдрока Дордже Гьялцен совершил подношения, Лонгченпа даровал учение «Сокровенной сущности» лишь пятидесяти счастливцам и выполнил большой поворот колеса учения для всех собравшихся. Тай Ситу Чангчуб Гьялцен обрёл веру в знание, реализацию и просветлённую деятельность Лонгченпы, правительство Йерпо с высочайшим уважением поднесло ему обширные дары и две тысячи собравшихся получили посвящения и комментарии. Поражённые великой мудростью Лонгченпы, они выразили свою преданность «Обширному Бесконечному Пространству». Так он получил имя Лонгчен Рабджам.

В Йору, в Центральном Тибете, он основал три места: Счастливый Джамдинг, Юдинг и Пединг. Выдающийся лама школы Сакья и Драксанг из Сангпху написали ему письмо, на которое он ответил в соответствии с Дхармой. Этот ответ породил в них преданность и благодарную веру, и они стали называть Лонгченпу всеведущим Повелителем Дхарм — это имя подошло ему и закрепилось за ним. В честь его прибытия в Лхасу многочисленные члены сангхи устроили прекрасное шествие. Половину месяца Лонгченпа провёл на троне Дхармы между Лхасой и Рамоче, многократно совершив поворот колеса Дхармы и давая учение на такие темы, как устремление к просветлению.

Он многократно превзошёл многих гордых учёных мужей из Сангпху, Цурпху и Де в знании священных текстов и логических рассуждениях, и они обрели веру в него. Он поднёс земли и сакральные образы многим университетам и местам для уединения, накопив таким образом безмерные заслуги, которые он целиком посвятил пользе учения и счастью всех живых существ. В Шуксепе он даровал тысяче счастливых собравшихся возвышающее и освобождающее учение великого совершенства. В Кхавари, верхний Уру, его почтительно приветствовал Ситу Шакья Сангпо. Во время летнего ретрита к нему явились три тысячи человек, включая настоятелей монастырей, учителей и других могущественных людей. Он даровал им посвящения и наставления по «Сущности Ваджры Ясного Света». Он также удовлетворял их материальные потребности и отказался от обычая собирать средства во имя Дхармы.

Он бережно относился к предметам веры, но на десятый день использовал две трети подношений, а одну треть израсходовал сразу на нужды собравшихся. Он выказывал уважение лишь членам сангхи и не заискивал перед именитыми мирянами. Вне зависимости от того, сколько вещей ему давали богатые покровители, он не проявлял к ним особой благосклонности, а когда подношения совершали бедные и скромные, он радовался даже самому скудному дару и читал молитву-посвящение. Таким образом, в своей свободной жизни он никогда не руководствовался восемью мирскими дхармами.

Однажды, завершив подробную передачу особых наставлений о ста силах, использующихся на благо других, и прочих учений, он поручил принцу Зопаке записать его последние заветы. В заключительной части сочинения, состоящего из двух заветов — «Безупречный свет» и «Зеркало Ключевых Вопросов», — он говорит: «теперь не медли, Пема Лендрелцал, взойди на трон великого бессмертного блаженства».

Во время празднования, посвящённого окончанию учений, он обратился к своим последователям с настоятельным советом: «Сейчас мы, учитель и ученики, повернули колесо Дхармы и завершили пиршественное подношение. Довольно. Я обращаюсь к каждому из вас: оставьте свою привязанность к этой жизни и примите сущность непреходящего блаженства глубинного пути».

Совершая подношения в храме Жа, он дал публичное учение, во время которого пошёл дождь из цветов. Когда он находился на пути в Самье, его последователями стали покровители Гьямы. Находясь в Чимпху, он сказал: «О, это место так похоже на шмашану (кладбищенскую землю) Прохладная роща в Индии. Мне лучше умереть здесь, чем родиться где-то ещё. Здесь я оставлю своё иллюзорное тело».

Он даровал многочисленным собравшимся высшее тайное посвящение и наставления и в течение шестнадцати дней давал комментарии. После этого на восемнадцатый день месяца победы в год водного зайца (1363 г.) в возрасте пятидесяти шести лет, приняв позу дхармакайи, он отбыл в изначальное угасание.
Проект осуществляется Местной религиозной организацией «Московский буддийский центр «Еше Корло». Введите сумму и нажмите «отправить», чтобы сделать добровольное пожертвование на уставную деятельность организации.

Контакты

Местная религиозная организация

«Московский буддийский центр «Еше Корло»

111123, Москва, ул. 2-я Владимирская, д.7, кв 56

yeshekhorlo@yandex.ru

+7 (915) 100-00-08


ИНН 7720287423

КПП 772001001

ОГРН 1117799003695

р/сч 40703810638000008933

БИК 044525225

ПАО СБЕРБАНК




Политика безопасности сайта


На главную